Что является основным средством физического воспитания

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Основные средства физического воспитания

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:

1. Физические упражнения;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, так как они позволяют решать все задачи физического воспитания.

Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с активной двигательной деятельностью людей.

Движение – это перемещение тела или его частей относительно друг друга в пространстве.

Двигательные действия – это система движений, направлена на решение какой-либо практической задачи.

Двигательная деятельность – это совокупность двигательных действий, направленная на решение практических задач.

Физические упражнения – это двигательная деятельность, специально организованная в целях решения задач физического воспитания.

Все физические упражнения делятся на группы:

· Естественные или прикладные (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание)

· Аналитические упражнения, т.е. специально созданные для физического воспитания человека.

Исторически все физические упражнения подразделяются на четыре группы: игры, гимнастика, туризм, спорт.

Физические упражнения оказывают влияние на формы и функции организма человека, на его психическое и умственное развитие.

Техника физических упражнений – это различные способы решения двигательных задач.

Спортивная техника – это наиболее эффективные способы выполнения упражнений.

В спортивной технике выделяют основу техники, основное звено и детали техники.

Основа техники – совокупность необходимых частей движения для решения двигательных задач.

Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться: разбег, отталкивание, переход через планку, приземление.

Основное звено – это наиболее важная часть движения, без которого двигательная задача не будет решена.

В данном примере основным звеном будет являться фаза отталкивания.

Детали техники – это второстепенная часть техники, не влияющая на основной механизм движения.

Например, положение рук, особенности постановки стопы перед отталкиванием.

Детали техники могут быть различны у разных занимающихся и зависят от индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризуют его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с его основы, где большое внимание уделяется основному звену техники, а потом уже ее деталями.

3. Характеристики физических упражнений

В двигательных действиях различают пространственные, пространственно-временные, временные и динамические характеристики движений.

1. Пространственные характеристики:

· Положение тела (висы, упоры)

· Поза (прогнувшись, согнувшись)

· Направление – от него зависит конечный результат

· Амплитуда – это путь, пройденный телом в пространстве (от амплитуды зависит величина ускорения, сокращения мышц, выразительность движений)

2. Пространственно-временные характеристики:

3. Временные характеристики:

· Длительность движения (длительность упражнения в целом определяет нагрузку)

· Темп (определяется количеством движений в единицу времени)

· Ритм (это последовательное чередование отдельных движений, он объединяет все движения в единое целое)

4. Динамические – они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений.

· Внутренняя сила – сила мышечного напряжения

· Внешняя сила – сила реакции опоры, сила тяжести, сила сопротивления внешней среды.

4. Нагрузка, как основное свойство физических упражнений

Физическая нагрузка – это мера воздействия физических упражнений на организм человека.

В нагрузке выделяют два параметра:

Объем нагрузки – это количество работы, выполненное за какой – то промежуток времени.

Объем нагрузки выражается в различных показателях: ее продолжительности, количестве повторений действия, расстоянии (м, км), которое преодолел занимающийся.

Интенсивность – это количество работы, выполненное за единицу времени и измеряется скоростью и темпом движения.

Под интенсивностью нагрузки понимается мощность мышечной работы, ее напряженность.

По характеру нагрузок физические упражнения могут иметь направленность – силовую, скоростную, скоростно-силовую, на выносливость и на развитие других двигательных способностей.

По величине различаются максимальные и оптимальные нагрузки.

Максимальной является наибольшая нагрузка, которую занимающийся может воспринять без вреда для здоровья. Оптимальной нагрузкой считают наименьшую, которая вызывает явление сверхвосстановления.

5. Классификация физических упражнений

Группировка физических упражнений

6. Условия, влияющие на результат выполнения упражнений:

· Индивидуальные особенности занимающихся (пол, возраст, уровень физической подготовки)

· Состояние занимающихся (утомление, страх)

· Сами физические упражнения (их эмоциональность, новизна, сложность)

· Внешние условия, в которых выполняется упражнении (температура, влажность воздуха, антисанитария)

Источник: http://biofile.ru/chel/14726.html

Основные средства физического воспитания

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПТТТАНIТЯ

Физические упражнения — это осознанные движения и двигательные действия, которые специально отобраны в целях решения определенных задач физического воспитания. Проводимые по определенной методике физические упражнения положительно влияют на деятельность центральной нервной системы, снижают утомляемость коры головного мозга и повышают работоспособность. Организм учащихся легче справляется с интенсивной учебной работой. Особое значение имеют физические упражнения для развития и укрепления мышечной системы, органов кровообращения и дыхания, Под влиянием физических упражнений совершенствуется опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижннее в суставах, увеличивается объем мышц, растет их сила, скорость сокращений и эластичность

Специфической особенностью гимнастики является многообразие упражнений, их разностороннее воздействие общего и локального значения на организм. Гимнастические упражнения отличаются гибкостью применения, возможностью регулирования времени и объема физической нагрузки в процессе занятий, что определяет их коррегирующее и лечебное значение.

В практике физического воспитания сложились виды гимнастики: основная, гигиеническая, спортивная, акробатика, художественная, спортивно-вспомогательная производственная лечебная. В физическом воспитании учащихся главная роль принадлежит основной гимнастике, упражнения которой составляют большую часть школьной Программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое развитие учащихся и формирование жизненно важных навыков для труда и быта: перемещения в пространстве и различной среде в нужном направлении, управление движениями рук, ног, туловища, головы, рабочими позами и др. Различные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.

Особое значение для учащихся имеет гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка дома, гимнастика до уроков в школе, на переменах, физкультминутки на уроках по разным предметам, физкультпаузы на уроках труда. Существуют подготовительная и специальная медицинские группы. В подготовительной группе проходят занятия по школьной программе с некоторыми ограничениями для учащихся. В специальной группе проводится гигиеническая гимнастика, занятия лечебной физической культурой под контролем врача в школе или детских поликлиниках.

Учитель, классный руководитель, воспитатель, вожатый постепенно изучают особенности наиболее важных упражнений и их влияние на организм детей разных возрастных групп, принципы составления простых оздоровительных комплексов упражнений и разучивают их с учащимися. Учителя проводят физкультминутки снимающие утомление, оказывают помощь физкультурному активу в организации игр на переменах.

В физическом развитии учащихся игры занимают особое место. Особенностью этого вида физических упражнений является то, что они проводятся при активном участии самих учащихся. Систематическое проведение игр формирует у детей основные двигательные навыки и их качественные характеристики — быстроту, ловкость, силу, выносливость. Эмоциональность игр представляет возможность для проявления личных качеств и инициативы. Удовлетворение игрой повышает настроение учащихся. Командные игры содействуют укреплению взаимной поддержки, учат коллективизму. Познавая необходимость совместных усилий в достижении общей цели, учащиеся убеждаются в силе товарищества, спаянности, взаимовыручки. Они испытывают чувство дружбы и силы единых коллективных действий.

Игры, применяемые в физическом воспитании учащихся, приучают к преодолению психических и физических нагрузок, формируют готовность к усилиям, необходимым в любой работе. Игры делятся на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы проводятся на уроках физической культуры, на переменах, на занятиях групп в секций школьных физкультурных коллективов и по возможности на воздухе. В средних и особенно старших классах возрастает роль спортивных командных игр.

Отдельные виды физических упражнений рассматриваются и культивируются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и т. д.). Спорт как средство физического воспитания позволяет комплексно решать задачи укрепления здоровья, развития физических сил и двигательных навыков, морально-волевых качеств с достижением высоких результатов в отдельных видах спорта. Отличительной особенностью спорта являются спортивные соревнования. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют спортивное совершенствование и содействуют вовлечению в занятия спортом.

В стране получили распространение Всероссийская детская олимпиада «Старты надежд»,

Туризм включает организованные кратковременные или длительные путешествия в целях ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, природными богатствами страны, расширения общего кругозора участников путешествий. В опыте физического воспитания учащихся школ можно выделить: прогулки, экскурсии, туристские походы. Эти формы туризма привлекают учащихся всех возрастов.

Туристские походы укрепляют здоровье, воспитывают физическую закалку. Активные способы передвижения формируют прочные двигательные навыки. Походы вооружают учащихся полезными навыками походной жизни, учат переносить влияние естественных факторов природы и максимально использовать их в целях оздоровления организма. В походах учащиеся развивают волю, приобретают навыки организаторов, у них формируются товарищеские, дружеские, коллективистические взаимоотношения. Походы, экскурсии сочетают в себе физическое воспитание с разнообразной познавательной и общественно полезной деятельностью учащихся.

В организации и проведении туристских походов активное участие принимают учителя, классные руководители и т.д. Они участвуют в составлении маршрутов и программ походов, в подготовке учащихся, в разработке индивидуальных заданий, а также являются руководителями пешеходных, лодочных, велосипедных и других походов. Особую ответственность несут руководители походов за соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Походы, экскурсии, прогулки проводят с соблюдением норм нагрузки для каждого возраста учащихся, правил движения на маршруте и режима отдыха.

Прогулки и походы целесообразно проводить из расчета 15 учащихся в группе при одном руководителе по заранее проверенным маршрутам, включающим использование попутного транспорта переправ через реки, перехода через болота и трясины. Надо предупреждать травмы среди учащихся во время летних походов и экскурсий.

Важным средством физического воспитания учащихся являются природные условия, естественные факторы природы. Воздушные и солнечные ванны, купание, душ или обтирание используются как оздоровительные процедуры.

Особенно важно использовать природные условия в период летней оздоровительной работы с детьми. Для детей, отдыхающих летом в городе, создаются школьные площадки, открытые парки, стадионы, бассейны, организуются экскурсионно-туристские базы. Загородные лагеря размещают в местах с наиболее благоприятными природными условиями для отдыха и укрепления здоровья детей.

Оздоровление детей, разумное сочетание отдыха с общественно полезным трудом — основные задачи летней работы с учащимися. Широко развертывается летом спортивная и туристская работа. Дети участвуют в массовых физкультурных праздниках, фестивалях, спартакиадах, проводят однодневные и многодневные походы по родному краю и т. д.

Правильное использование природных условий в физическом воспитании учащихся — забота всего коллектива школы, детских внешкольных учреждений по спорту и туризму, работников городских и загородных лагерей, лагерей труда и отдыха старшеклассников и др. Все, кто работает с учащимися, и сами учащиеся обязаны знать и соблюдать правила приёма водных процедур, солнечных и воздушных ванн, которые проводятся во время прогулок, экскурсий, походов. В летний период необходимо использовать возможности для обучения детей плаванью.

Гигиеническими условиями, которые учитываются в физическом воспитании учащихся, являются гигиеническая организация Окружающей детей среды, медицинское обслуживание и лечебно-оздоровительная работа, организация питания и, главное, режим дня учащихся в сочетании с другими условиями.

Гигиенические условия определяются санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ, световым календарем для учебных помещений, который регламентирует время использования искусственного освещения в течение учебного дня для разных климатических поясов, инструктивно-методическими указаниями по организации общественного питания учащихся примерными комплексными завтраками и обедами в школах. Проводятся конкурсы и смотры по самодеятельному строительству, реконструкции и благоустройству школьных спортивных баз, организации горячего питания, санитарного состояния школ, гигиенического воспитания детей и медицинского обслуживания.

В профилактике детских заболеваний, в учете учителями и воспитателями особенностей физического развития учащихся важны медицинские рекомендации, постоянная взаимная информация педагогов и школьного врача. Педагоги первые замечают признаки плохого самочувствия детей, переутомления, возбудимости, эффективности. Таких детей надо направлять на консультацию. Врач школы, в свою очередь, информирует педагогический коллектив, классных руководителей о принадлежности учащихся к определенной медицинской группе, о результатах медосмотров, о профилактической работе, об индивидуальных особенностях в развитии отдельных учащихся, лечебно-профилактической работе с ними. Например, после определения остроты зрения совместно с классным руководителем необходимо правильно рассадить детей в соответствии с их ростом и состоянием зрения для предупреждения нарушения осанки и близорукости.

Источник: http://mirznanii.com/a/133946/osnovnye-sredstva-fizicheskogo-vospitaniya

Средства физического воспитания

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, а оздоровительные силы природы и гигиенические факторы — вспомогательные средства.

Комплексное использование этих средств позволяет учителю физической культуры эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Физические упражнения –это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическоеотражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнениеобозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается и как конкретное двигательное действие, и как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяет прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений– это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения.

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно — сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменить формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, можно увеличить или уменьшить массу мышечных групп.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, учащиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений. В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность.Физические упражнения требуют проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, учащиеся вырабатывают в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений действия одного учащегося зависят или определяют действия другого. Происходит согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Содержание физического упражнения сопряжено с комплексом воздействий на учащегося. Учитель физической культуры должен уметь всесторонне оценить содержание упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

Особенности содержания физического упражнения определяются его формой.

Форма физического упражнения –это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения.

В форме физических упражнений различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Форма тоже влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

Техника физических упражнений –это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффектностью.

В физическом упражнении выделяют 3 фазы:

подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании и т.п.);

основная фаза состоит из движений, с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда).

Критерии оценки эффективности техники:

1. результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2. параметры эталонной техники. Сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;

3. разница между реальным результатом и возможным.

Характеристики движений.К пространственным характеристикам относятся положение тела и его частей (и.п. и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Важную роль играет и определенная техника в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональна, зависит и конечный результат. Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.

Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных и основных фазах движения. Она определяет:

— длительность приложения сил и величину ускорения;

— полноту растяжения и сокращения мышц;

— эстетику и красоту выполняемых движений, характерных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания и т.д.

Амплитуда движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упражнений имеет траектория движения. По форме она может быть криволинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесообразными затратами мышечных усилий. В других случаях предпочтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе и др.).

Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп. Длительность упражнения в целом определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнениях также находится в прямой зависимости от темпа.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.

Пространственно-временные характеристики – это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков и пр.).

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения – тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.

К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное изучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по 2-м направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм учащихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм учащихся, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Источник: http://studopedia.ru/7_28133_sredstva-fizicheskogo-vospitaniya.html

Ссылка на основную публикацию